ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ.

Человек – биосоциальное существо. Он является неотъемлемой частью природы. Человеку, как и любому биологическому организму, свойственны саморегуляция,обмен веществом, энергией и информацией с окружающей средой. Биологическая сторона жизни человека характеризует особенности строения и функционирования его организма, работу его органов чувств, простейшие психические реакции.
Противоречия
Взаимоотношения природы и общества нельзя рассматривать вне противоречий, неизбежно возникающих и существующих между ними. История совместного существования человека и природы представляет собой единство двух тенденций. Во-первых, с развитием общества и его производительных сил постоянно и стремительно расширяется господство человека над природой. Сегодня это проявляется уже в планетарном масштабе. Во-вторых, постоянно углубляются противоречия, дисгармония между человеком и природой.
Отрицательным как для природы, так и для общества становится бесцеремонное вмешательство человека в окружающую среду в наши дни, ибо последствия его из-за высокого уровня развития производительных сил зачастую носят уже глобальный характер и порождают глобальные экологические проблемы.
Термин “экология”, впервые употребленный немецким биологом Э. Геккелем в 1866 г., обозначает науку о взаимоотношениях живых организмов с окружающей. Ученый полагал, что новая наука будет заниматься только взаимоотношениями животных и растений с их средой обитания
Однако, говоря сегодня о проблемах экологии (этот термин прочно вошел в нашу жизнь в 70-х гг. XX столетия), мы фактически имеем в виду социальную экологию — науку, изучающую проблемы взаимодействия общества и окружающей среды.
С началом космических полетов проблемы экологии переместились и в открытое космическое пространство. Не утилизированные отходы от космической деятельности человека накапливаются в космосе, что также становится все более острой проблемой. Даже на Луне американские астронавты обнаружили многочисленные обломки и остатки от искусственных спутников Земли, посланных туда в свое время человечеством. Можно уже сегодня говорить о проблеме космической экологии. Не решен вопрос о влиянии космических полетов на появление озоновых дыр в атмосфере Земли.
Таким образом нужно решать экологические проблемы. Человек должен не только брать у природы, но и отдавать ей (посадки лесов, рыборазведение, организация национальных парков, заповедников и т.п.). Еще одним важным направлением решения экологической проблемы является формирование в обществе экологического сознания, понимания природы как другого существа, над которым нельзя властвовать без ущерба для себя. Экологическое обучение и воспитание в обществе должны быть поставлены на государственный уровень и проводиться с раннего детства.
С большим трудом, совершая мучительные ошибки,
человечество постепенно все больше начинает осознавать необходимость перехода
от потребительского отношения к природе к гармонии с ней. Обучение и воспитание
в обществе должны быть поставлены на государственный уровень и проводиться с
раннего детства.
Общество
как социальный организм взаимодействует с окружающей его природной средой.
Основой этого взаимодействия является обмен веществ с природной средой, потребление
природных продуктов, воздействие на природу. Природа также воздействует на
общество, предоставляя ему благоприятные или неблагоприятные условия для
функционирования и развития.
Часто человек и общество противопоставляются природе.
Отношение к природе как более низкому, чем все, что сотворено человеком,
ставило человека в позицию покорителя природы.
Сегодня осознается неразрывная связь природы и общества,
которая носит взаимный характер. Человек и общество происходят из природы и не
могут развиваться вне природы, в отрыве от нее. Но в то же время человек
является высшей ступенью развития живой природы, ему присуще и качественно
новое, особое явление – социальные свойства, вырастающие из взаимодействия
людей друг с другом.
Следовательно, нельзя ни отождествлять понятия «природа»
и «общество», ни абсолютно разрывать и противопоставлять их.
Природа и общество – это две формы проявления единой
реальности, которым в человеческом знании соответствуют две основные области
естествознание и обществознание.
Научное разграничение указанных понятий позволяет
правильно понять двуединую – природно-социальную, биосоциальную основу человека
и общества, не допуская как игнорирования природных начал в человеке и
обществе, так и отрицания ведущей, решающей роли социального в этом единстве.
Исторический опыт свидетельствует о том, что всякие
попытки строить социально—экономические проекты без учета и тем более вопреки
естественным, природным потребностям людей и общества неизменно заканчивались
неудачей. С другой стороны, попытки механистического перенесения на общество
законов природы приводили к не менее негативным последствиям на практике.
Говоря об обособлении общества от природы обычно имеют в
виду его качественную специфику, но не оторванность от природы и процессов ее
естественного развития. Невозможно анализировать общество, не принимая во
внимание его взаимодействие с природой, поскольку оно живет в природе. Но в
силу нарастания степени воздействия общества на природу происходит расширение
рамок естественной среды обитания и ускорение некоторых природных процессов:
накапливаются новые свойства, все более отдаляющие ее от девственного
состояния. Если лишить естественную среду ее свойств, созданных трудом многих
поколений, и поставить современное общество в исходные природные условия, то
оно не сможет существовать.
Источники: http://studopedia.ru/10_181019_protivorechivost-vozdeystviya-lyudey-na-prirodnuyu-sredu.html
http://www.greatphilosophy.ru/philgs-1276-1.html
Источники: http://studopedia.ru/10_181019_protivorechivost-vozdeystviya-lyudey-na-prirodnuyu-sredu.html
http://www.greatphilosophy.ru/philgs-1276-1.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий