среда, 4 ноября 2015 г.

Цель и смысл человеческой жизни.Цель – мыслительный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека. Смысл жизни рассматривается через разумность и осознанность жизни. Если человек представляет направленность своего жизненного пути, сознательно выстраивает иерархию ценностей, правильно определяет свои возможности и стремится к их реализации, тем самым он задает смысл своему существованию. Философия выработала три основных ответа на вопрос «в чем смысл жизни человека (?)»


Смысл жизни – осознание человеком направленности своей жизни, сознательное выстраивание им иерархии ценностей, осознание своих возможностей и стремление к их реализации.
Смысл жизни можно рассматривать в трех временных измерениях: прошлое (ретроспекция); настоящее (актуализация); будущее (проспекция).
Реализация смысла жизни зависит от наличия в обществе многих условий, первостепенными из которых являются наличие демократических свобод, гуманных целей и соответствующих им средств.
К определению смысла жизни существуют различные подходы, которые лежат в основе той или иной концепции.
Концепции смысла жизни:
1) аскетизм (от гр. askeo — упражняюсь) — жизнь — это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов;
2) гедонизм (от гр. hedone — наслаждение) — жить — значит наслаждаться;
3) прагматизм (от гр. pragma — дело, действие) — цель жизни оправдывает любые средства ее достижения;
4) утилитаризм (от гр. utilitas — польза) — жить — значит из всего извлекать пользу;
5) эвдемонизм (от гр. eudaimonia — блаженство, счастье) — жизнь — стремление к счастью как подлинному назначению человека;
6) этика долга — жизнь — это самопожертвование, альтруизм во имя служения идеалу.

Смысл жизни – это самостоятельный осознанный выбор каждого отдельного человека тех ценностей, которые ориентируют его не на то, чтобы иметь, а на то, чтобы быть.
Другими словами, смысл жизни человека – в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой
.
Проблема смысла жизни человека:
1. Объективная сторона: каждый человек — биологическое существо. В этой сущности он является носителем жизни и должен стремиться к ее сохранению и воспроизведению. Жизнь как биологическое явление изначально целесообразна, и смысл жизни, следовательно, коренится в самой жизни.
2. Субъективная сторона: Человек осознает принадлежность к конкретно-историческому типу общества, стремление наполнить биологическое существование социально значимым содержанием. Смысловое оправдание своей деятельности человек ищет в разных направлениях: в творчестве, познании, выполнении долга? творении добра и др.


Вопрос о смысле жизни человека принадлежит к числу вечных вопросов, на который люди издревле пытались дать ответ. В сущности, каждый человек рано или поздно ставит этот вопрос, прежде всего по отношению к самому себе, стараясь уразуметь, для чего он живет, в чем смысл его жизни. И ответ на этот вопрос отнюдь не есть только сугубо личное дело. Он существенным образом касается и интересов окружающих людей. Ибо от того, как понимает тот или иной человек смысл своей жизни, зависит его поведение, отношение к ближним и дальним, к семье, коллективу.
В современную эпоху дискуссии о смысле существования человека и перспективах его развития приобрели особую актуальность. Со всей острогой встали вопросы, связанные с оценкой возможностей (и самой целесообразности) по преобразованию природы, общества и самого человека, позитивных и негативных последствий научно-технической революции, биотехнологических исследований генома человека.
Осознание человеком смысла жизни невозможно без осознания себя в качестве личности. Осознание же своей личности происходит лишь в результате сравнения себя с себе подобными, т. е. в результате осознания идеи существования человеческого рода и своей принадлежности к нему. Идея такого рода является необходимой предпосылкой того, чтобы индивид мог мыслить свою собственную личность, свое «я». Сама постановка тем или иным индивидом вопроса о смысле жизни возможна лишь тогда, когда в нем пробуждается осознание своего «я», чувство человеческого достоинства, когда он начинает задумываться о реальной значимости своего существования. Без этого осознания вопрос о смысле жизни не всплывает, остается в тени.
Определяя цели своей деятельности, смысл своей жизни, человек руководствуется не только общественными, но и индивидуальными побуждениями, личными мотивами и интересами. Каждый индивид, будучи представителем человеческого рода, в то же время – неповторимая индивидуальность, которая не вечна и исчезает вместе со смертью данного индивида.

В чем же смысл жизни человека?
Прежде чем попытаться ответить на этот вопрос, задумаемся над тем, почему жизнь даже самых темных людей неоднократно освещалась вспышками пробуждающейся совести, раскаяния, самопожертвования, любви. Даже свои низменные действия люди стремятся обосновать, оправдать высокими идеалами и намерениями. У большинства сохраняется осознанная или бессознательная вера в божественное милосердие и высшую справедливость, в существование мира Надземного, сохраняется поклонение святым, мудрецам и подвижникам, поклонение красоте. Многие опасаются неизбежной кары за «грехи» и надеются на вечное блаженство души после смерти тела.
Главная причина искания человеком смысла жизни – это недоумение перед смертью, которая, как считают, есть конец всему. Человеку не знающему Истины о непрерывности нашей жизни, смерть действительно должна казаться ужасно бессмысленной и ища смысла жизни, человек хочет понять: во имя чего стоит жить, во имя какой высшей цели дана человеку жизнь. В выборе смертью очередных жертв, по мнению многих людей, нет никакой закономерности, никакого разумного основания. Если бы умирали люди лишь дожившие до старости, то это было бы понятно. Но когда умирает человек в расцвете своей плодотворной деятельности, или на заре юности, или даже только родившийся, то здесь бессмысленность смерти выступает во всей своей ужасающей непонятности.
Результатом такого недоумения бывает ропот и упреки в несправедливости того, кого люди называют Богом. Зачастую появляется апатия и потеря интереса к такой жизни, в которой нельзя найти смысла. Это приводит его часто к еще большей бессмысленности – к прекращению своей жизни, что стало обычным явлением в нашей жизни не только среди, так называемых неудачников, но, казалось бы, среди преуспевающих в этой жизни людей.
Вопрос о смысле жизни ставит перед человеком и другие неразрешимые вопросы, вытекающие из этого основного вопроса. Это вопрос о душе, о потусторонней жизни, о Боге, о происхождении вселенной и др.
До сих пор ни позитивная наука, ни религия не давали ответа на вопросы: ЗАЧЕМ мы живем, ОТКУДА наш путь и КУДА он ведет?
Но известно, что человек может понять и принять лишь такую теорию и такое учение, до которого доросло его сознание. Поэтому то, или иное понимание смысла жизни находится в нас самих. Сам вопрос о смысле жизни есть показатель недостаточности духовного развития.
Для начала рассмотрим главные течения человеческой мысли, т.е. науки, философии и религии, ибо все они занимались и занимаются разрешением вопроса о смысле жизни и выработали много гипотез и теорий.
Остановимся несколько подробнее на каждом из этих путей.
Наука, которая признавала лишь видимый мир не могла в сущности дать ответа на вопрос о смысле жизни, потому, что он связан с целой серией понятий высшего порядка, имеющим отношение к Высшим мирам, мирам невидимым, каждый из которых имеет свои законы, не признаваемые ранее наукой. Вопрос о смерти человека, как тоже имеющий отношение к мирам тонким, невидимым, наукой был не понят и не мог быть разрешен, пока ученые придерживались материалистических воззрений и признавали лишь физический мир с его законами. Тем не менее, отрицая мир невидимый, наука не может отрицать явлений, происходящих из невидимых миров. Эти явления происходят каждый день, но попытки ученых объяснить эти явления методами, пригодными для явлений физического мира до недавнего времени положительных результатов не давали. Поэтому, с грубо материалистической точки зрения современной науки, причина и цель смысла жизни остаются неясными. На развитие человечества наука смотрит, как на вечное движение к непонятной цели. Происхождение Вселенной объяснялось наукой как случайное сцепление частиц материи, которые пришли в движение, жизнь человека – тоже случайность, которая не повторяема ни в прошлом, ни в будущем. Мы живем потому, что рождены и жизнь наша – временное соединение частиц материи – утверждает наука. Эта материя со смертью человека возвращается в общий резервуар, из которого механический закон создает новую случайность – нового человека. Таково было мнение науки до недавнего времени.
Она также утверждала, что души у человека нет. Есть лишь ум, или функция физического вещества мозга, который со смертью человека, вместе с телом подлежит уничтожению. Отсюда вытекает, что послесмертного существования человека быть не может, ибо все, что составляло человека, уничтожается.
При таком мировоззрении какой же смысл можно придать жизни человека? ПОЛНОТА БЫТИЯ – вот смысл жизни, выдвигаемый наукой.
Однако такой смысл жизни, при низком умственном и нравственном состоянии развития современного человека, есть не более как пробуждение низших инстинктов человека, не более как покрывание пошлости и пороков, не более как призыв к вседозволенности. Идеалы земной физической, даже наиболее высокие из них, никакого полного счастья создать человеку не могут. Всей полнотой бытия могут довольствоваться и довольствуются лишь наиболее отсталые в духовном развитии люди. Человек, развитый духовно и чуткий, одними идеалами земной физической жизни удовлетвориться не может. Он требует от жизни чего-то большего, и раз он этого большего в жизни не находит, то, вкусив полноту бытия (богатство, власть, славу), он быстро ею пресыщается и готов уйти, от нее куда угодно, даже в небытие, что к большому прискорбию он часто делает.
Достоинство или недостаток всякой теории и всякого учения зависит от результатов, приносимых распространением данного учения или теории. КАКИЕ ЖЕ РЕЗУЛЬТАТЫ принесла проповедь материализма? Самые отрицательные. Какие бы ни были приводимы причины печального состояния современного человечества, но отрицание невидимого мира, проповедь материализма и полноты бытия, как смысла жизни, сыграли в этом отношении решающую роль, ибо распространение учений грубо материалистических и разложение человечества идут рука об руку, что мы и видим по его современному состоянию

Итак, зачем мы здесь? В чем смысл и цель жизни человека?  
Ответ: Мы здесь для того, чтобы сделать самый важный выбор, определяющий нашу вечность – быть с Богом и жить вечно, или жить без Бога и погибнуть навеки.



Комментариев нет:

Отправить комментарий